В начале апреля 2019 года в Госдуме обсудили будущее информатизации здравоохранения. Дело в том, что цифровизация здравоохранения в России действительно идёт не так быстро, как ожидалось. Оказалось, что «медицине тесно в цифровом контуре».
Ситуация на 2019 год
Почти все медицинские учреждения России подключены к Интернету, а регионы занимаются созданием их электронных сервисов с 2012 года, однако цифровизация медицины идет без необходимой нормативной базы и технических стандартов. В частности, это констатировали в Госдуме.
По планам окончательная интеграция региональных подсистем в единый электронный сервис произойдет к 2023 году. Но из-за нестыковок в технических стандартах это может обойтись дороже, чем заложено в бюджете.
Хотя Минздрав России внедряет информатизацию медицины с 2012 года, данному проекту не хватает:
1. Единых технических стандартов.
2. Нормативной базы.
Основная цель цифровизации системы здравоохранения России – создание единого цифрового контура в медицине.
Также см. «Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации».
Новая система
Частично запущенная в 2018 году единая информсистема в сфере здравоохранения – ЕГИСЗ – должна включать несколько разделов:
- электронные медицинские карты;
- данные онлайн-записи к врачам;
- реестры пациентов и их диагнозов;
- данные о назначенных и купленных (в т. ч. персонально) лекарствах;
- сведения о высокотехнологичной помощи.
Минздрав также создал центр компетенций цифровой трансформации системы. Он будет:
- оказывать методологическую поддержку;
- проводить пилотные проекты по внедрению цифровизации в медицине;
- помогать регионам до 2023 года запустить свои сегменты системы, объединяющие все медицинские организации (это стало возможным благодаря практически полному их подключению к Интернету).
Интеграция данных, пути которой ФСС пока обсуждает с Минздравом, поможет свести вместе информацию о бытовых и профессиональных заболеваниях. Это поможет чётче видеть, как развивается болезнь человека, и контролировать ее течение.
«Большие данные» о населении, в свою очередь, позволят детально анализировать заболеваемость и прогнозировать смертность, продолжительность жизни.
Однако до объединения всех частей цифрового контура остается еще 2 года, хотя региональные системы начали создавать с 2012 года. В отсутствие единого стандарта их разработки власти получили множество проблем в части интеграции. А решение этой проблемы требует новых расходов.
Юридические сложности
Проекту ЕГИСЗ также не хватает нормативной базы. Так, статус электронных документов, которые сейчас производят эти системы, остается под вопросом – Минздрав все еще работает над этой нормой.
Изменилась и сама концепция ЕГИСЗ: до 2017 года ее основой предполагалось сделать электронную медкарту со всей информацией о пациенте. Теперь же карта содержит только каталог учреждений, где пациент лечился и где хранят данные о нем.
Ещё одна проблема – участие в ЕГИСЗ частных клиник. По требованию Минздрава они должны были подключиться к ней до 1 января 2019 года, но сделали это лишь единицы и в ограниченном виде. Дело в том, что к взаимодействию с ними готовы только реестр врачей и медогранизаций, а подключение остальных модулей ЕГИСЗ, включая медкарты, станет возможным лишь через несколько лет.
Нынешние тенденции цифровизации здравоохранения в России не дают развиваться ни частной, ни государственной телемедицине: сейчас по закону эта услуга доступна только для консультаций после очного приема. Поэтому нормы работы телемедицинских консультаций пересмотрят – иначе будет создан новый неэффективный институт.
Телемедицина – это использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией.
Источник: сайт ФСС.