Он отметил, что нет такой стратегической задачи повышать налоговую нагрузку на бизнес. Более того, в 2022 году удалось по-прежнему не затрагивать ключевые параметры налоговой системы — ставки НДС, налога на прибыль, НДФЛ: “в будущем мы также намерены придерживаться этой стратегии”.
Также Сазонову был задан прямой вопрос, планируется ли увеличение ставки НДФЛ в 2023 году. Ответ: “нет, не планируется”.
Его спросили иначе: планируются ли какие-то изменения в НДФЛ, при которых работодатели будут облагать налогом доходы работников, дистанционно работающих за рубежом? Вот ответ:
Здесь возможно уточнение законодательства, чтобы трудовые доходы дистанционных работников попадали в российскую налоговую базу. То есть предлагаем признать выплаты дистанционным работникам от российских работодателей или на счета в российских банках доходами от источников в России. И в рамках законопроекта об основных направлениях налоговой политики мы планируем такую донастройку.
Зарплата, выплачиваемая российским работодателям сотрудникам, работающим за рубежом, будет относиться к российскому источнику и облагаться по общим правилам по ставке 13%. Но это зависит от того, является ли работник налоговым резидентом России или нет:
В тех изменениях, которые мы предложили к первому чтению, если лицо становится нерезидентом, то будет применяться ставка 30%. Но мы понимаем, что в таком случае может возникнуть большой вопрос миграции рабочей силы, когда мы совсем можем потерять эту часть налоговой базы. Поэтому ко второму чтению планируем обсудить вопрос о ставке — какую ставку справедливо применять к тем, кто ранее был российским налоговым резидентом, но сейчас работает удаленно из-за рубежа.
Мы как Минфин, осознавая угрозу перетока налоговой базы в те страны, где сейчас пребывают российские граждане, будем предлагать сохранить для них ставку 13-15%. Но есть и альтернативная точка зрения, что, раз они уехали, справедливо к ним применять ставку 30%, как ко всем остальным нерезидентам.
В итоге Минфин будет предлагать пониженную ставку и не может настаивать на ней:
Это предстоит обсудить с парламентом, регионами, чтобы найти разумный консенсус. Здесь наша позиция очень практична. При ставке в 30% существует высокий риск того, что эти люди будут переведены на работу в те страны, где сейчас пребывают. В этом случае мы потеряем как в НДФЛ, так и в страховых взносах.
Источник: пресс-центр Минфина.