К чему приводит формальный документооборот: новая судебная практика

Арбитражный суд Северо-Западного округа в декабре 2019 года подтвердил, что организация получала необоснованную налоговую выгоду, создавая формальный документооборот с подконтрольными компаниями по договорам комиссии.

В ходе выездной проверки инспекция установила, что налогоплательщик закупал лом и отходы цветных металлов, перерабатывал их в алюминиевые сплавы и продавал готовую продукцию третьим лицам. Для занижения базы по налогу на прибыль и НДС он заключал договоры комиссии и поставки. Так компания создавала дополнительное звено в цепочке производства и реализации готовой продукции, которое позволяло ей снижать свои налоговые обязательства. Формальные договоры и оформление отчетности позволяло отражать недостоверные сведения о затратах на закупку первичных сплавов и доходах. Поэтому ИФНС доначислила компании НДС и налог на прибыль.

Плательщик не согласился с этим решением и обратился в суд. Он указал, что материалы проверки не подтверждают мнимость спорных договоров и получение необоснованной налоговой выгоды. Инспекция также не опровергла достоверность его первичной документации, которая подтверждает фактическое исполнение договоров комиссии и поставки.

Суды трех инстанций указали, что организация необоснованно занижала базу по НДС и доходы от реализации готовой продукции, которые учитывают при определении базы по налогу на прибыль. Она использовала фиктивные договоры комиссии и поставки, чтобы уменьшать выручку от продажи готовой продукции, увеличивать вычеты по НДС и расходы, которые учитывают при налогообложении прибыли.

То есть компания создала искусственную ситуацию, которая позволила ей скрывать реальные доходы от реализации алюминиевых сплавов конечным покупателям.

Источник: сайт ФНС.